Принципы педагогической этики

Принципы педагогической этики разработаны в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года и Закона Республики Казахстан «О статусе педагогов» от 27 декабря 2019 года, а также основываются на общепризнанных моральных принципах и нормах Республики Казахстан.

Под педагогической этикой понимается общая совокупность принципов и норм педагогической этики, которой руководствуются педагоги образовательных организаций.

Знание и соблюдение учителями правил педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой этики.

Основные принципы педагогической этики

Основными принципами педагогической этики являются:

1) честность:

лояльность педагога означает его ответственность за результаты обучения и воспитания, умение вносить коррективы в свою работу, развивать способность к критике и рефлексии, открытость к любому мнению обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

2) справедливость:

Справедливость педагога означает прозрачность его оценочной службы, ясность создаваемой им образовательной среды. Справедливость запрещает учителю нарушать права студентов и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

3) уважение чести и достоинства личности:

преподаватель уважает честь и достоинство студентов и воспитанников, их родителей (законных представителей), лиц, являющихся объектами его профессионального внимания, и ведет себя вежливо в общении с ними. Он показывает, что очень хочет развития ребенка и всегда готов ему помочь.

Не допускает применения методов силового, морального и психологического давления на участников образовательного процесса;

4) патриотизм:

Учитель с любовью и преданностью относится к своей Родине – Республике Казахстан, ее истории, традициям и языку. Сохраняет культурно-исторические традиции Республики Казахстан, прививает это отношение студентам.

5) уважение и терпимость к общечеловеческим ценностям:

Педагог уважает самобытность, ценность и достоинство культуры каждого народа, признавая приоритет общечеловеческих ценностей.

Учитель воспитывает культуру межнациональных отношений, учит учащихся уважать права и достоинство всех наций и всех людей, независимо от возраста, пола, языка, национальности, религиозных взглядов, гражданства, происхождения, социального, профессионального и имущественного положения или любого другого обстоятельства;

Под толерантностью педагога понимается толерантность к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), толерантность к их социальному, профессиональному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, религии, культуре, убеждениям, месту жительства, а также - также направлена ​​на то, чтобы уметь понимать и учитывать несовершенство учащихся и студентов в работе.

Учитель способствует созданию атмосферы доверия и уважения в школьном коллективе;

6) профессиональное сотрудничество:

учитель думает о репутации профессии, уважает честь и достоинство своих коллег, не допускает действий, наносящих ущерб репутации педагога.

Ни в какой форме не позволяет злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять свои профессиональные обязанности, наносить им какие-либо убытки. Преподаватель способствует повышению уровня теоретико-методической подготовки своих коллег, развивает творческие способности, помогает коллегам, попавшим в трудную ситуацию. Профессиональное сотрудничество не служит оправданию лжи и несправедливости;

7) непрерывное профессиональное развитие:

педагог повышает свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

Основные нормы педагогической этики

Учителя в официальное и внеслужебное время:

1) соблюдает основные принципы педагогической этики;

2) позволяет воспитывать у студентов и воспитанников уважение к высоким нравственным качествам, родителям, этнокультурным ценностям, внимательно смотреть на окружающий мир;

3) учит студентов уважать свою Родину - Республику Казахстан, прививает дух патриотизма;

4) не допускает совершения действий, порочащих репутацию высокого звания педагога Республики Казахстан;

5) добросовестно и качественно выполняет свои служебные обязанности;

6) постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, активно занимается самообразованием и самосовершенствованием;

7) строго соблюдает порядок работы;

8) бережно относится к имуществу образовательной организации и не использует его в личных целях;

9) принимает меры по предупреждению коррупции, подает пример своим честным, честным и справедливым поведением;

10) не допускает использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

11) являясь образцом для подражания, создает возможность для создания устойчивой и положительной морально-психологической обстановки в коллективе;

12) придерживается делового дресс-кода при исполнении служебных обязанностей;

13) воздерживаться от использования статуса педагога в корыстных и иных личных целях;

14) в полной мере соблюдает в своей деятельности принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявляя уважение к своим студентам и воспитанникам как педагог, содействующий формированию академической культуры, прививая участникам образовательного процесса академическую добросовестность, поощрять и поощрять продвижение и защиту высоких стандартов, определять учителем специфику предметной политики, требования, предъявляемые к учащимся, обеспечивать ответственность учащихся и брать на себя эффективные меры за нарушение принципов и стандартов академической честности, воспитывать студентов,создание академической среды, обеспечивающей социальную и психологическую поддержку и предотвращающей академическую несправедливость;

15) публикует материалы в средствах массовой информации, в том числе интернет-изданиях, публично выступает только от своего имени как физического лица, обеспечивая при этом надлежащее ведение дискуссии без ущерба для высокого звания преподавателя, воздерживается от неконструктивной критики и неэтичных комментариев от имени государственных служащих, не разглашает служебные сведения, не подлежащие обнародованию, не наносит ущерба высокому положению педагога в обществе;

16) массовые выступления и публикации в СМИ от имени организации образования согласовываются с руководителем этой организации;

17) не распространяет в социальных сетях непроверенную и (или) противоречивую и (или) аморальную информацию, способствует укреплению высокого статуса педагога в обществе;

18) способствует реализации государственной политики в области образования и науки;

19) обеспечивает конфиденциальность сведений о достижениях (неуспехах) обучающегося и воспитанника, его социальном положении, месте работы его родителей (законных представителей), причем эта информация недоступна родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося и учащимся или взрослым учащимся и будет опубликовано только с письменного согласия учащегося.

Педагоги в общении с участниками образовательного процесса:

1) уважает права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, гражданства, происхождения, социального, профессионального и имущественного положения и любых иных обстоятельств;

2) обращается к участникам образовательного процесса по имени, уважительно и культурно, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускает фактов самовольной фальсификации имен участников образовательного процесса;

3) не допускает фактов финансового и иного вымогательства в отношении участников образовательного процесса, прилагает усилия к пресечению таких действий со стороны своих коллег;

4) не допускает разумной критики со стороны общественности своими действиями, относится к ней спокойно, использует конструктивную критику для устранения недостатков в своей профессиональной деятельности и ее улучшения;

5) оказывает профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;

6) не дискриминирует лиц, жалующихся на нарушения педагогической этики.

В общении с коллегами, преподавателями:

1) соблюдает общепринятые нормы нравственности и приличия, вежливости и приличия;

2) публично не ставит под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога;

3) отклоняет несостоятельные и необоснованные жалобы, не принимает ответных мер к лицу, заявившему о нарушении педагогической этики.