Принципы педагогической этики разработаны в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года и Закона Республики Казахстан «О статусе педагогов» от 27 декабря 2019 года, а также основываются на общепризнанных моральных принципах и нормах Республики Казахстан.
Под педагогической этикой понимается общая совокупность принципов и норм педагогической этики, которой руководствуются педагоги образовательных организаций.
Знание и соблюдение учителями правил педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой этики.
Основные принципы педагогической этики
Основными принципами педагогической этики являются:
1) честность:
лояльность педагога означает его ответственность за результаты обучения и воспитания, умение вносить коррективы в свою работу, развивать способность к критике и рефлексии, открытость к любому мнению обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;
2) справедливость:
Справедливость педагога означает прозрачность его оценочной службы, ясность создаваемой им образовательной среды. Справедливость запрещает учителю нарушать права студентов и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;
3) уважение чести и достоинства личности:
преподаватель уважает честь и достоинство студентов и воспитанников, их родителей (законных представителей), лиц, являющихся объектами его профессионального внимания, и ведет себя вежливо в общении с ними. Он показывает, что очень хочет развития ребенка и всегда готов ему помочь.
Не допускает применения методов силового, морального и психологического давления на участников образовательного процесса;
4) патриотизм:
Учитель с любовью и преданностью относится к своей Родине – Республике Казахстан, ее истории, традициям и языку. Сохраняет культурно-исторические традиции Республики Казахстан, прививает это отношение студентам.
5) уважение и терпимость к общечеловеческим ценностям:
Педагог уважает самобытность, ценность и достоинство культуры каждого народа, признавая приоритет общечеловеческих ценностей.
Учитель воспитывает культуру межнациональных отношений, учит учащихся уважать права и достоинство всех наций и всех людей, независимо от возраста, пола, языка, национальности, религиозных взглядов, гражданства, происхождения, социального, профессионального и имущественного положения или любого другого обстоятельства;
Под толерантностью педагога понимается толерантность к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), толерантность к их социальному, профессиональному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, религии, культуре, убеждениям, месту жительства, а также - также направлена на то, чтобы уметь понимать и учитывать несовершенство учащихся и студентов в работе.
Учитель способствует созданию атмосферы доверия и уважения в школьном коллективе;
6) профессиональное сотрудничество:
учитель думает о репутации профессии, уважает честь и достоинство своих коллег, не допускает действий, наносящих ущерб репутации педагога.
Ни в какой форме не позволяет злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять свои профессиональные обязанности, наносить им какие-либо убытки. Преподаватель способствует повышению уровня теоретико-методической подготовки своих коллег, развивает творческие способности, помогает коллегам, попавшим в трудную ситуацию. Профессиональное сотрудничество не служит оправданию лжи и несправедливости;
7) непрерывное профессиональное развитие:
педагог повышает свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.
Основные нормы педагогической этики
Учителя в официальное и внеслужебное время:
1) соблюдает основные принципы педагогической этики;
2) позволяет воспитывать у студентов и воспитанников уважение к высоким нравственным качествам, родителям, этнокультурным ценностям, внимательно смотреть на окружающий мир;
3) учит студентов уважать свою Родину - Республику Казахстан, прививает дух патриотизма;
4) не допускает совершения действий, порочащих репутацию высокого звания педагога Республики Казахстан;
5) добросовестно и качественно выполняет свои служебные обязанности;
6) постоянно повышает свою профессиональную квалификацию, активно занимается самообразованием и самосовершенствованием;
7) строго соблюдает порядок работы;
8) бережно относится к имуществу образовательной организации и не использует его в личных целях;
9) принимает меры по предупреждению коррупции, подает пример своим честным, честным и справедливым поведением;
10) не допускает использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
11) являясь образцом для подражания, создает возможность для создания устойчивой и положительной морально-психологической обстановки в коллективе;
12) придерживается делового дресс-кода при исполнении служебных обязанностей;
13) воздерживаться от использования статуса педагога в корыстных и иных личных целях;
14) в полной мере соблюдает в своей деятельности принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявляя уважение к своим студентам и воспитанникам как педагог, содействующий формированию академической культуры, прививая участникам образовательного процесса академическую добросовестность, поощрять и поощрять продвижение и защиту высоких стандартов, определять учителем специфику предметной политики, требования, предъявляемые к учащимся, обеспечивать ответственность учащихся и брать на себя эффективные меры за нарушение принципов и стандартов академической честности, воспитывать студентов,создание академической среды, обеспечивающей социальную и психологическую поддержку и предотвращающей академическую несправедливость;
15) публикует материалы в средствах массовой информации, в том числе интернет-изданиях, публично выступает только от своего имени как физического лица, обеспечивая при этом надлежащее ведение дискуссии без ущерба для высокого звания преподавателя, воздерживается от неконструктивной критики и неэтичных комментариев от имени государственных служащих, не разглашает служебные сведения, не подлежащие обнародованию, не наносит ущерба высокому положению педагога в обществе;
16) массовые выступления и публикации в СМИ от имени организации образования согласовываются с руководителем этой организации;
17) не распространяет в социальных сетях непроверенную и (или) противоречивую и (или) аморальную информацию, способствует укреплению высокого статуса педагога в обществе;
18) способствует реализации государственной политики в области образования и науки;
19) обеспечивает конфиденциальность сведений о достижениях (неуспехах) обучающегося и воспитанника, его социальном положении, месте работы его родителей (законных представителей), причем эта информация недоступна родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося и учащимся или взрослым учащимся и будет опубликовано только с письменного согласия учащегося.
Педагоги в общении с участниками образовательного процесса:
1) уважает права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, гражданства, происхождения, социального, профессионального и имущественного положения и любых иных обстоятельств;
2) обращается к участникам образовательного процесса по имени, уважительно и культурно, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускает фактов самовольной фальсификации имен участников образовательного процесса;
3) не допускает фактов финансового и иного вымогательства в отношении участников образовательного процесса, прилагает усилия к пресечению таких действий со стороны своих коллег;
4) не допускает разумной критики со стороны общественности своими действиями, относится к ней спокойно, использует конструктивную критику для устранения недостатков в своей профессиональной деятельности и ее улучшения;
5) оказывает профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;
6) не дискриминирует лиц, жалующихся на нарушения педагогической этики.
В общении с коллегами, преподавателями:
1) соблюдает общепринятые нормы нравственности и приличия, вежливости и приличия;
2) публично не ставит под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога;
3) отклоняет несостоятельные и необоснованные жалобы, не принимает ответных мер к лицу, заявившему о нарушении педагогической этики.